Центральноазиатские мигранты в России переживают сегодня трудные времена, так что неудивительно, что люди, занимающиеся различными видами единоборств в спортивном зале в промышленной части Донского района Москвы, тренируются до седьмого пота и, по словам большинства из них, делают это в целях самообороны.
Поинтересуйтесь у кого-нибудь из миллиона с лишним центральноазиатских мигрантов в российской столице, и с большой долей вероятности услышите в ответ, что им сейчас лучше держаться тише воды, ниже травы. Преследуемые полицией и националистическими группировками, живущие под страхом депортации и полицейских облав, подвергающиеся презрительным насмешкам со стороны политиков популистского толка, трудовые мигранты из Центральной Азии являются легкой мишенью для россиян, изливающих свое раздражение неэффективной работой собственных властей. В подобных обстоятельствах нет ничего необычного в том, что жители далекой республики стараются держаться вместе и помогать друг другу.
Большинство членов клуба единоборств Айкол Манас, названного так в честь героя кыргызского эпоса (Богатыря Манаса), это приезжие из Кыргызстана. Основатель и главный тренер клуба Нургазы Амиракулов сердечно приветствует русского фотографа, но умоляет его: Пожалуйста, не говорите, что это тренировочный лагерь для подготовки исламских террористов из Кыргызстана, как сделал один российский телеканал. Здесь у нас не только кыргызы, но и узбеки, русские, дагестанцы и др. И мы спортсмены, а не террористы.
По словам тренирующихся здесь людей, они создали свое маленькое сообщество в этом гигантском городе вдали от дома и любят проводить вместе свободное время. Они рады принять в свои ряды каждого, кто захочет к ним присоединиться. И действительно, по словам одного русского из Ферганской долины, он чувствует, что ему здесь рады.
Нургазы Амиракулов, приехавший в Москву из города Ош 13 лет тому назад, сначала торговал на рынке, затем работал охранником в ресторане. В начале 2000 годов он был полупрофессиональным бойцом смешанных единоборств, пока ножевое ранение не положило конец его бойцовской карьере. Он стал тренером по смешанным единоборствам и преподавателем самбо (вида борьбы, получившего свое название по сокращению от фразы самооборона без оружия).
Девятнадцатилетний Абай Джамшедбек уулу один из самых многообещающих самбистов клуба. Он говорит, что его успехи это заслуга тренера Амиракулова, которого он почитает как отца. Он кардинально изменил мою жизнь. Он подобрал меня на улице и привел сюда тренироваться, чтобы сделать из меня спортсмена, он удержал меня от бессмысленного времяпрепровождения с сигаретой и бутылкой. Он спас меня, удержав от хулиганства. Клуб стал для меня чем-то вроде семьи, они мне здесь как братья, говорит Джамшедбек уулу. Отрабатываемые им в клубе навыки весьма полезны в Москве, где ему уже не раз приходилось защищаться на улице от пьяных, добавляет юноша.
В клубе Айкол Манас тренируются и женщины. Каада Маматкулова, работающая заместителем шеф-повара в одном из кафе и занявшая в этом году второе место в местном чемпионате по бирманскому боксу (летхвей), дома в Оше занималась карате. На занятия боевыми искусствами ее подвигли девушки, побившие ее однажды на родине на автовокзале.
Нургазы Амиракулов следит, чтобы у его спортсменов была возможность продемонстрировать свое искусство. Под его руководством они участвуют в таких регулярных соревнованиях, как московский турнир Fight Nights. Боец должен сражаться на ринге, а не на улице, говорит он.
Константин Саломатин